Туристические маршруты

"Наш адрес: область Липецкая,

                       район Данковский, село Баловнево"

Туристический маршрут

по уникальным местам

"Усадьба Муромцова"

001

Составитель: директор МБУК «Поселенческий Центр культуры и досуга Баловневского сельсовета» Л.В. Подмаркова

Описание маршрута

          Туристический маршрут "Усадьба Муромцова" проходит по территории села Баловнево Данковского района Липецкой области. Продолжительность экскурсии составляет 3 часа. Экскурсия рассчитана на смешанную аудиторию и предполагается использовать маршрут в течение всего года.

          Начальной точкой маршрута является экскурсия по улице села Баловнево до усадьбы Муромцова, включая посещение Владимирской церкви, Красных ворот, усадебного двора, водонапорной башни, затем к прудам по парку, обелиску погибшим односельчанам села. Слушатели познакомятся с историей села Баловнево, с усадьбой Муромцева, посетят Владимирскую церковь.   

002

          Село Баловнево – старинное русское село. Оно упоминалось в писцовых книгах с 1626 года. По первой легенде оно проис­ходит от имени первого владельца — слу­жилого человека Баловнева. Фамилия Баловнев встречается в отписке казачьего головы Бориса Хрущева от 29 августа 1594 года. "...Збежал Государь с Воронежа в Данков данской отоман Иван Баловнев... живут в Данковя а на твою государеву службу на Воронеж на жите не идут..."Одновременно в документах конца XVI века упоминаются и помещики Муромцо­вы. Однако, поселения на территории Баловнево уходят в более далёкие времена. Они возникли по соседству пролегающего тракта Данков- Лебедянь, который проходил через Баловнево. К нему подступали леса, плотной стеной охватывая территорию села до излучины Дона под Ново- Никольском. В 1628 году Демиду Муромцову при­надлежит «половина села» Баловне­во. В нём были дворы помещика Демида Муромцова и  вотчинника Степана Рельнева и их крестьян.

          Крепостным крестьянам жилось очень трудно, многие убегали от жестоких помещиков. Отрядами беглых крестьян руководили предводители. В числе их, как подсказывает легенда, была Анна, которую дворяне прозвали разбойницей. Отбирая товар у купцов, чаще всего, раздавала добро населению. В Баловнево пролегал глубокий овраг, через который не было плотины. К нему подступали лесные массивы. Отряды крестьян совершали свои нападения в этом овраге. В то время такие нападения назывались «баловством». И по второй легенде появившееся поблизости поселение получило название Баловнево.

          Существующий в настоящий момент усадебный комплекс сложился в последней четверти XVIII – начале XIX века. Строительство его начато Матвеем Васильевичем Муромцовым (1734-1799). Приступив к строительству усадьбы, Матвей Васильевич пригласил для её создания лучших специалистов, не случайно многие считают автором проекта усадебного дома Растрелли, а проект церкви относят к творчеству Василия Баженова. Не исключено, что создавать на «неудобьях» - землях, изрезанных оврагами, - редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пейзажным парком на 96 десятинах и садом 29 десятин помогал Болотов, близко знакомый с владельцем и бывший у него в поместье. Усадьба Муромцова напоминала одну из летних царских резиденций. Говорили, что всё это построено было для приёма Екатерины, личным секретарём и любовником  Матвеем Васильевичем Муромцовым.

          Первая церковь была деревянная, появилась в начале 17 века, в конце восемнадцатого стояла уже каменная. Она начала осыпаться из-за того, что была построена в низком сыром месте. По прошению Матвея Муромцева святыню разобрали на кирпич  и возвели новую.

003

          В 1797 году было завершено  строительство церкви. Большой трехпрестольный храм освещен в три этапа. В октябре 1798 году Матвей Васильевич Муромцев золотил в Баловнево церковь в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Настоящим шедевром является Владимирская церковь -  жемчужина нашего села. Автором проекта был  великий зодчий Василий Баженов. Церковь получилась с редкой объёмной пространственной композицией, характерной для архитектуры западной Европы. Проект был сложным, к тому же не хватало рабочих рук, в итоге Владимирскую церковь строили четверть века. Церковь сложена из красного кирпича и искусно украшена множеством белокаменных деталей. У храма три входа. Перед каждым из них громадные белые колонны. По всему периметру церкви прямоугольные круглые окна, колокольни заканчиваются высокими шпилями. На строительство храма Муромцовы потратили целое состояние, только на внутреннюю отделку ушло сорок тысяч рублей. После революции церковь опустела, она начала осыпаться по стенам пошли трещины, на крыше выросли деревья. Долгое время никто не верил в возрождение святыни, но чудо случилось. Церковь восстановили за пару лет. На восстановление было израсходовано 321 миллион рублей, средства выделены Министерством культуры РФ.

          Церковь сегодня с полным правом можно назвать  возрождённой. Сегодня, век спустя, в ней сегодня идут службы.    

Красные ворота

004

          Через парк  к усадебному дому с трёх сторон вели три дороги с красивыми воротами. Сейчас мы с вами подходим к самым главным воротам. Они находились к западу от дома. Ворота построены  в конце XVII века в классическом стиле из красного кирпича с белокаменными деталями. Ворота обрамлены  спаренными пилястрами. Над проемом ворот красивая полуциркульная арка с замковым камнем, фронтон венчают три белокаменные вазы, центральная ваза яйцевидной формы имела более крупные размеры.

          Говорят, в то время в России была дюжина имений, которые назывались дворцами. Одним таким из дворцов был дом  в усадьбе Муромцова. Но, к сожалению, от него остались лишь полуразрушенные флигели. Дом собой представлял трёхчастную композицию П- образной формы. Состоял из центрального дома и двух боковых флигелей. Фасад был богатый и, как тогда говорили, сложно украшен деталями, как и полагалось настоящему дворцу. Его автором называют великого зодчего Растрелли. Кабинет, библиотека, гостиная, столовая, бильярдная и десятки квартир для гостей, -  в этом дворце было так много комнат, что о существовании некоторых даже не подозревала дочь Муромцова, которая провела здесь своё детство. Внутри дворец был так же роскошен, как и снаружи.

Усадебный дом

005

Флигель

006

         Муромцовы были любителями и покровителями искусства и собрали уникальную коллекцию картин. Среди тех шедевров было полотно кисти Боровиковского, картина была написана в 1794 году, когда в имении гостила несколько недель  Екатерина II. Художник изобразил Екатерину Великую в костюме амазонки. Платье, перчатки и сапоги будет потом хранить в своем кабинете под стеклянным колпаком хозяин усадьбы, там же найдут письма которые Екатерина писала Муромцову. В настоящее время портрет, «Екатерина II на прогулке с собачкой» висит в Третьяковской галерее.

          Хозяйка усадьбы увлекалась восточной культурой и оборудовала во дворце несколько китайских комнат, любила музыку, виртуозно играла на фортепьяно, ей даже посвятил сонату великий Моцарт.                                                                                            

         Провинциальная жизнь Муромцовых проходила со спектаклями, пирами и балами, у них даже был свой оркестр. К тому же в имении месяцами жили столичные актеры и музыканты. Счастливая барская жизнь закончилась в Баловнево с началом революции, имение разграбили, дворец пережил пожар, а потом её центральную часть разобрали на кирпич, флигели уцелели чудом. Не иначе, как чудо спасло водонапорную башню, её Муромцовы построили с претензией хозяйственная  постройка, а получилось настоящее произведение искусства. В имении было четыре фонтана, один из которых расположен во внутреннем дворе, от него сохранились каменные бортики. Фонтан стоял в центре двора, имел овальную форму, а вокруг него была зелёная лужайка с цветниками.

          Говорят, что в поместье были подземные ходы, будто бы они дворец связывали с огромным подземельем, по легенде там сидели каторжники и чеканили серебряные монеты для барина ( так народ объяснял несметные богатства Муромцова). На самом деле у фаворита Екатерины были винокуренные и кожевенные заводы, суконные фабрики в нескольких поместьях, кроме того, он владел обширными угодьями, они и давали неплохой доход. Но подземелья здесь действительно есть.

          Это вход в старый подвал, как вы видите, он стоит рядом с дворцом и с ним тоже связано много тайн и легенд. Подвалы, как и усадьба, давно заброшены и почти разрушены временем, помогают и  люди: одни здесь ищут клад, другие хотят докопаться до страшной тайны, поговаривают, что место здесь нехорошее. Говорят, что барин хранил здесь не только вина да припасы на зиму, будто бы здесь были устроены не только камеры для узников- рабов, а даже пыточные камеры. Воспоминание про рабов в своих дневниках оставила гостья усадьбы, да и та описала лишь слухи. Правда то или вымысел никто это так и не узнает. Некоторые ходы этого подземелья заложены кирпичом, говорят, постарался один из потомков Муромцева, хотел скрыть семейную тайну.

Водонапорная башня

007

           Красивая двухъярусная, увенчанная  высоким шатром со слухами, водонапорная башня в стиле «английская готика». Нижний ярус башни выполнен в виде вытянутого параллелепипеда, усиленного по углам контрфорсами, резко расширяющимися в нижней части. Нижний ярус почти полностью облицован белым камнем и увенчан сложным белокаменным карнизом. На его вертикальных плоскостях четыре круглых окна с фигурным обрамлением из белого камня. В окнах были смонтированы вододействующие башенные часы, отбивающие четверти и получасы. Второй ярус выполнен в виде параллелепипеда со скошенными углами. Боковые плоскости второго яруса венчают большие щипцы с массивными белокаменными карнизами.  На каждой плоскости – большой арочный проём с белокаменным наличником. На втором ярусе висел колокол, согласно легенде, некогда принадлежавший Парижской коммуне.  Башня построена в 1880-е годы и снабжала водой усадебный дом, фонтаны и грот, сооружённый в парке на склоне к югу от дворца. Воду в резервуар башни подавали с помощью конного привода. Усадебный дом стоял на возвышенности, на поляне были посажены красные  клёны.

          Рядом были овраги, Муромцев велел там обустроить пруды, тут тоже работали с размахом. Построили каскад аж из тринадцати водоемов. По легенде Церковь и церковный пруд соединял подземный ход с комнатой, после строительства церкви строителей собрали в этой комнате дали вино, закуски и закрыли. Подняли заслонку и затопили. Муромцев боялся, что бы рабочие не построили больше такую церковь.  Пруды в ту пору были роскошными с водостоками и мостиками деревянными и мраморными. По берегам стояли беседки, которые своей архитектурой напоминали греческие храмы. В парке было несколько аллей со своим именами, названия были написаны на деревянных досках, прибитых к деревьям. Были здесь главными Николаевская аллея, Екатерининская и Александровская. Краше всех Центральная. Шла она от главного входа во дворец по мраморному мостику, пересекала каскад прудов и заканчивалась лужайкой, где полумесяцем росли пятнадцать дубов- исполинов. Гости усадьбы вспоминали, что те дубы были высоты невероятной, больше сорока метров. Парк использовали сколько не для отдыха, а для развлечения, музыка здесь звучала каждый день. Летом в парке устраивали спектакли и концерты. В парке стояла крытая галерея для музыкантов и театр со сценой и кулисами. С трёх сторон усадьбу окружали сады, по южному фасаду была устроена терраса с альпийскими горками. До наших дней эта красота не уцелела.